№3-2022-03

DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2022-08-03-211-222

УДК 629.1.07

Мазунова Л.Н., Беляков В.В., Ерофеева Л.Н., Макаров В.С., Бушуева М.Е.
Методика вычисления интегрального показателя подвижности колесных вездеходов на основе метода мнокритериальной оптимизации
Среди существующего многообразия нередко всатет проблема сравенения нескольких образцов автотракторной техники, способных выполнять свои функции в определенных условиях и при заданных режимах эксплуатации, а, следовательно, и выбора оптимального конструкторского решения. Это влечет за собой необходимость разработки методики оценки качества, которая давала бы возможность каждому рассматриваемому образцу поставить в соответствие количественный показатель, отражающий его эксплуатационные свойства и функциональные возможности. В данном исследовании авторы перед собой ставят следующую цель – разработать универсальную методику, позволяющую вычислить показатель подвижности автотракторной техники, учитывая только лишь конструкционные особенности, т.е. в условиях эксплуатации их на твердой дорожной поверхности без учета условий пересеченной местности. На основании аналитических данных, отражающих технические характеристики машин, такие как скоростные, тормозные и тяговые свойства, управляемость и маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость и др. строятся эмпирические критерии, затем простейшие показатели агрегируются в один интегральный с учетом весомости их вклада в показатель подвижности. Используя полученную методику были вычислены показатели подвижности для ряда моделей колесных вездеходов и приведены ранжированные ряды машин по этому показателю.
Ключевые слова: подвижность по мобильности, оценка качества, показатель подвижности, многокритериальная оптимизация, метод анализа иерархий.
.

Mazunova L.N., Belyakov V.V., Erofeeva L.N., Makarov V.S., Bushueva M.E.
Method for calculating the integral mobility index of wheeled all-terrain vehicles based on the multi-criteria optimization method
Among the existing variety the problem of comparison of several samples of automotive equipment capable of performing their functions under certain conditions and under the specified operating conditions often arises, and, consequently, the problem of choice of the optimal design solution. This entails the need to develop a methodology for assessing the quality, which would make it possible for each sample under consideration to match a quantitative indicator displaying its operational properties and functionality. In this study, the authors set themselves the following goal — developing a universal methodic that allows to calculate the mobility index of automotive equipment considering only the structural features, that is, in the conditions of their operation on a solid road surface without taking into account the conditions of rough terrain. Based on analytical data displaying the technical characteristics of the machines, such as speed, braking and traction properties, controllability and maneuverability, stability, smoothness, patency, etc. empirical criteria are constructed, then the simplest indicators are aggregated into integral one, taking into account the weight of their contribution to the mobility indicator. Using the obtained methodology, the mobility indicators for a number of models of wheeled all-terrain vehicles were calculated, the ranked vehicle series are given according to this indicator.
Key words: mobility, quality assessment, mobility index, multi-criteria optimization, hierarchy analysis method
.

Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.