№1-2020-09

DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2020-06-01-93-108

УДК 62-254

Мазур В.В.
Моделирование и расчёт безвоздушных шин из эластичных полиуретанов
Известный недостаток пневматических шин, заключающийся в потере их работоспособности при сквозных механических повреждениях, определяет необходимость поиска принципиально новых конструктивных решений автомобильных колёс для повышения безопасности автомобилей и живучести специальной колёсной техники, одним из которых является применение безвоздушных шин из эластичных полимерных материалов. На кафедре машиностроения и транспорта Братского государственного университета созданы экспериментальные образцы колёс с безвоздушными шинами из эластичных полиуретанов отечественного производства для легкового автомобиля малого класса. Теоретическая оценка упругих свойств, несущей способности и силовой неоднородности экспериментальных образцов осуществлялась методом конечных элементов с использованием созданных электронных твёрдотельных геометрических моделей безвоздушных шин, атрибуты которых соответствуют номинальным параметрам физических моделей автомобильных колёс. Для нелинейного статического анализа были приняты нелинейные упругие изотропные модели полиуретановых эластомеров. Результатами расчёта являются характеристики нормальной жёсткости безвоздушных шин и графики колебаний нормальной силы при постоянном нормальном прогибе в разных положениях колёс относительно своих центральных поперечных плоскостей. Результаты теоретических исследований могут быть востребованы изготовителями колёсной техники и тракторов, строительных и дорожных машин, спецавтотранспорта и колёсных планетоходов.
Ключевые слова: непневматические шины, метод конечных элементов, полиуретановые эластомеры, жёсткость, механическая характеристика, нелинейный анализ
.

Mazur V.V.
Modeling and calculation of airless tires from elastic polyurethanes
A well-known disadvantage of pneumatic tires is the cessation of the ability to work with mechanical damage through and determines the need to search for fundamentally new design solutions for automobile wheels to increase the safety of automobiles and the survivability of wheeled vehicles. One such solution is the use of airless tires made of elastic polymeric materials. The Department of Mechanical Engineering and Transport of the Bratsk State University has developed full-scale models of wheels with airless tires made of elastic polyurethanes of Russian production for a car. The theoretical evaluation of the resilientible properties, load capacity and force heterogeneity of the experimental models was carried out by the finite element method. Electronic solid-state geometric models of airless tires have been created. Attributes of electronic models correspond to the nominal parameters of the physical models of automobile wheels. Nonlinear elastic isotropic models of polyurethane elastomers were adopted for nonlinear static analysis. The characteristics of the normal suppleness of airless tires and the graphs of oscillations of normal force with constant normal deflection in different positions of the wheels relative to their central transverse planes are the results of finite element modeling and calculation. Theoretical research results may be claimed by manufacturers of wheeled vehicles and tractors, construction and road vehicles, special motor vehicles and wheeled planetary rovers.
Key words: non-pneumatic tires, finite element method, polyurethane elastomers, normal suppleness, mechanical characteristic, nonlinear analysis
.

Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.