№4-2021-09
DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2021-07-04-396-403
УДК 629.114.46(575.3)
Умирзоков А.М., Джобиров Ф.И., Сайдуллозода С.С., Бердиев А.Л.
Оценка формирования ресурса шин грузовых автомобилей в горных условиях при строительстве Рогунской гидроэлектростанции
В суровых горных условиях эксплуатации грузовых автомобилей при строительстве гидротехнических сооружений автомобильная шина является наиболее уязвимым элементом, определяющим эффективность транспортного процесса и себестоимость грузоперевозок. Из-за значительного снижения ресурса шин грузовых автомобилей в суровых условиях гор заметно повышаются затраты на эксплуатацию автомобиля. Цель исследования связана с оценкой, корректированием и нормированием ресурса, а также с планированием затрат на приобретение и всего жизненного цикла шин грузовых автомобилей, эксплуатируемых в горных условиях. Работа посвящена оценке формирования ресурса шин грузовых автомобилей в горных условиях строительства Рогунской ГЭС с учетом влияния наиболее значимых факторов. Для оценки формирования ресурса шин грузовых автомобилей в горных условиях строительства Рогунской ГЭС использован комплексный научный подход с учетом наиболее значимых факторов. Оценка влияния колебаний внешних воздействий на объект исследования в зависимости от условий и характера протекания процесса формирования ресурса шин осуществлялись вероятностно-статистическим методом, а эмпирические характеристики распределения вышеуказанных факторов рассчитывались по методу В.И. Романовского. Приведенная в статье упрошенная математическая модель может быть рекомендована при корректировании ресурсов шин грузовых автомобилей в горных условиях при строительстве (на примере строительства Рогунской ГЭС). Практическая значимость работы связана с подбором и планированием потребности в автомобильных шинах, эксплуатируемых в горных условиях. Результаты исследований могут быть рекомендованы для оценки ресурса шин различных типоразмеров и конструктивных исполнений, монтируемых на грузовых автомобилях различных модификаций, эксплуатируемых в различных дорожно-климатических условиях при строительстве.
Ключевые слова: автомобильная шина, ресурс, горные условия, радиальная нагрузка, температура шины, неровность дороги.
Umirzokov A.M., Jobirov F.I., Saidullozoda S.S., Berdiev A.L.
Assessment of the resource formation of truck tires in mountainous conditions during the construction of the Rogun hydro power plants
In the harsh mountainous conditions of the operation of trucks during the construction of hydraulic structures, the car tire is the most vulnerable element that determines the efficiency of the transport process and the cost of transportation. Due to a significant decrease in the resource of truck tires in the harsh mountain conditions, the cost of operating a vehicle increases significantly. The purpose of the study is related to the assessment, adjustment and regulation of the resource, as well as planning the costs of purchasing and the entire life cycle of truck tires operated in mountainous conditions. The work is devoted to the assessment of the formation of the resource of truck tires in the mountainous conditions of the construction of the Rogun HPP, taking into account the influence of the most significant factors. To assess the formation of the resource of truck tires in the mountainous conditions of the construction of the Rogun HPP, an integrated scientific approach was used, taking into account the most significant factors. The assessment of the influence of fluctuations of external influences on the object of research, depending on the conditions and nature of the process of formation of the tire resource was carried out by the probabilistic-statistical method, and the empirical characteristics of the distribution of the above factors were calculated by the method of V.I. Romanovsky. The simplified mathematical model presented in the article can be recommended when adjusting the tire resources of trucks in mountainous conditions during the construction of hydraulic structures (for example, the construction of the Rogun HPP). The practical significance of the work is associated with the selection and planning of the need for automobile tires, operated in mountain conditions. The research results can be recommended for assessing the resource of tires of various standard sizes and designs mounted on trucks of various modifications, operated in various road and climatic conditions during the construction of hydraulic structures.
Keywords: car tire, resource, mountain conditions, radial load, tire temperature, road roughness.
Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.