№3-2025-08
DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2025-11-03-298-311
УДК 629.113
Таричко В.И., Лагерев А.В., Мазлумян Г.С.
Изменение во времени надежности механической трансмиссии многоосных колесных шасси
Многоосные колесные шасси находят широкое применение для решения различных транспортно-логистических задач на территориях со сложным рельефом, неблагоприятными почвенными условиями, наличием природных препятствий и отсутствием минимально необходимой транспортной инфраструктуры. Объектом исследования является механическая трансмиссия многоосного колесного шасси с несколькими ведущими и ведомыми мостами. Цель исследования заключается в создании инженерной методики прогнозирования кинетики (изменения во времени или в зависимости от пробега) количественных показателей надежности трансмиссии в целом и ее ключевых подсистем в течение всего нормативного срока эксплуатации шасси. Методика базируется на разработанной вероятностной математической модели. Она позволяет прогнозировать кинетику показателей надежности как механической трансмиссии в целом, так и ее подсистем с учетом сроков и объемов проведения ремонтно-восстановительных работ. Расчет вероятностей нахождения трансмиссии и ее подсистем в произвольный момент времени в исправном состоянии основан на решении системы линейных дифференциальных уравнений Чепмена-Колмогорова. Предусмо-рено периодическое переформирование системы уравнений в моменты времени проведения плановых ремонтов шасси. Представлены результаты тестового расчета применительно к механической трансмиссии 6-осного колесного шасси с колесной формулой 12х10.
Ключевые слова: многоосное шасси, трансмиссия, кинетика надежности, исправное состояние, отказ.
Tarichko V.I., Lagerev A.V., Mazlumyan G.S.
Time change process in mechanical transmission reliability of multi-axle wheeled vehicles
Multi-axle wheeled chassis are widely used to solve various transport and logistics tasks in areas with difficult terrain, unfavorable soil conditions, the presence of natural obstacles and the lack of minimum necessary transport infrastructure. The object of the study is a mechanical transmission of a multiaxial wheeled chassis with several drive and non-driving axles. The purpose of the study is to create an engineering methodology for predicting the kinetics (changes over time or depending on mileage) of quantitative indicators of the reliability of the transmission as a whole and its key subsystems during the entire service life of the chassis. The methodology is based on the developed probabilistic mathematical model. It allows you to predict the kinetics of reliability indicators of both the mechanical transmission as a whole and its subsystems, taking into account the timing and volume of repair and restoration work. The calculation of the probabilities of finding the transmission and its subsystems in good condition at any given time is based on solving the Chapman-Kolmogorov system of linear differential equations. Periodic reformulation of this system of equations is provided at the time of scheduled repairs of the wheeled chassis. The results of a test calculation example and their analysis are presented in relation to the mechanical transmission of a 6-axle wheeled chassis with a 12×10 wheel formula.
Key words: multi-axle chassis, transmission, reliability kinetics, serviceability, failure.
Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.