№3-2024-07

DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2024-10-03-225-236

УДК 625.1

Таричко В.И., Ратников С.А.
Классификация отказов и неисправностей легковых автомобилей с целью создания системы оценки технического состояния
В статье приводится обзор и классификация неисправностей автомобильного транспорта (класса: легковые автомобили). Исследуются причинно-следственные связи «Неисправность-дорожно-транспортное происшествие». Выход из строя элементов рулевого управления и подвески влечет за собой потерю управления автомобилем, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Определено, что на безопасность существенно влияют и не поддаются самодиагностике шарнирные соединения шаровых опор и стоек стабилизатора. Шаровая опора является опорой ступицы. Поломка шаровой опоры приводит к потере контроля траектории движения автомобиля по причине того, что колесо занимает произвольное и неконтролируемое положение в колесной арке. Износ шаровой опоры заключается в возникновении люфта в шарнире, который сейчас диагностируется органами чувств человека. Оценка технического состояния производится примитивным методом: автомобиль вывешивается и, воздействуя рычагом, мастер прилагает к шаровой опоре различные нагрузки. В статье прогнозируется возможность создания системы самодиагностики узлов с шарнирными соединениями. Совместно с этим проведен статистический анализ возникающих отказов и неисправностей у автомобилей по маркам и классам, что позволяет утверждать о постоянстве исследуемой проблемы. Проведен анализ взаимосвязи отказов и неисправностей с дорожно-транспортными происшествиями, в котором отражены наиболее частые причины дорожно-транспортных происшествий по вине неисправностей автомобиля.
Ключевые слова: автомобиль, неисправность, шаровая опора, стойки стабилизатора
.

Tarichko V.I., Ratnikov S.A.
Classification of failures and malfunctions of passenger cars with the aim of creating a technical condition assessment system
The article provides an overview and classification of motor vehicle faults (class: passenger cars). The cause-and-effect relationships «Fault-RTA» are studied. Failure of steering and suspension elements entails loss of vehicle control, which leads to traffic accidents. It is determined that safety is significantly affected and cannot be self-diagnosed by articulated joints of ball joints and stabilizer struts. The ball joint is the support of the hub. Failure of the ball joint leads to loss of control of the vehicle’s trajectory due to the fact that the wheel occupies an arbitrary and uncontrolled position in the wheel arch. Wear of the ball joint consists in the occurrence of play in the joint, which is now diagnosed by human senses. The technical condition is assessed using a primitive method: the vehicle is suspended and, using a lever, the mechanic applies various loads to the ball joint. The article predicts the possibility of creating a self-diagnostic system for joints with articulated joints. Along with this, a statistical analysis of emerging failures and malfunctions in cars by brand and class is carried out, which allows us to assert the constancy of the problem under study. An analysis of the relationship between failures and malfunctions with road accidents is carried out, which reflects the most frequent causes of accidents due to vehicle malfunctions.
Key words: car, malfunction, ball bearing, stabilizer bars
.

Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.