№2-2025-05

DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2025-11-02-167-178

УДК 629.36-531.5

Малиновский М.П., Таричко В.И., Чикина А.К.
Оценка массовых характеристик колёсного шасси при проектировании превентивной системы подрессоривания
Оказание первой помощи вне медицинских организаций и проведение медико-санитарных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций становится всё более актуальным и предполагает использование современных мобильных комплексов на базе грузовых автомобилей. К ним относятся мобильные реанимационные боксы, операционные на колёсах, машины для первичных медицинских осмотров, перевязочные, мобильные рентген-кабинеты, кабинеты маммографии. Указанная сложная медицинская техника каждый раз после перемещения на автомобильном транспорте требует калибровки, что обусловило необходимость создания превентивной системы вторичного подрессоривания для грузовой платформы на базе специальных колёсных шасси большой грузоподъёмности, особенностью которой является предупреждающей характер действия, заключающийся в построении прогнозирующего алгоритма от управляющих воздействий водителя на органы управления, в отличие от большинства существующих систем стабилизации с корректирующим характером действия. Для достижения предупреждающего характера действия путём прогнозирования про-дольных и поперечных колебаний используются датчики хода педалей тормоза и подачи топлива, а также датчик оборотов рулевого вала. При разработке системы подрессоривания на стадии эскизного проектирования необходимо знать массово-габаритные характеристики специального колёсного шасси. Алгоритмы подобной системы также должны учитывать фактическое размещение центра масс при различной загрузке, существенно влияющее на многие эксплуатационные качества и параметры колёсного шасси. Целью настоящего исследования являлась разработка методики для оценки остаточной и полной масс специального колёсного шасси в условиях информационного дефицита.
Ключевые слова: информационный дефицит, вторичное подрессоривание, виброзащита платформы, активная подвеска, центр тяжести
.

Malinovsky M.P., Tarichko V.I., Chikina A.K.
Assessment of mass characteristics of a wheeled chassis when designing a preventive suspension system
Providing first aid outside medical organizations and conducting medical and sanitary measures during the liquidation of consequences of emergency situations is becoming increasingly important and involves the use of ambulances, ambulance buses and resuscitation vehicles, as well as modern mobile complexes based on trucks. These include mobile resuscitation boxes, operating rooms on wheels, vehicles for primary medical examinations, dressing rooms, mobile X-ray rooms, mammography rooms. The specified complex medical equipment requires calibration every time after moving by road transport, which necessitated the creation of a preventive secondary suspension system for the cargo platform based on special wheeled chassis with a large load capacity. Usually, additional vibration protection of transported goods is practically not encountered, including special-purpose ones, to which in-creased requirements for maximum overloads are im-posed. The article presents a suspension system developed by the authors, the peculiarity of which is the preventive nature of the action, consisting in the construction of a predictive algorithm from the driver’s control actions on the controls, unlike most existing stabilization systems with a corrective nature of the action. To achieve a preventive nature of the action by predicting longitudinal and lateral vibrations, brake pedal travel and fuel supply sensors, as well as a steering shaft speed sensor, are used. When developing a suspension system at the stage of preliminary design, it is necessary to know the mass-dimensional characteristics of a special wheeled chassis under different loads. The algorithms of such a system should also take into account the actual location of the center of mass under different loads, which affect many of its operational qualities and parameters. The purpose of this study was to develop a methodology for assessing the residual and full masses of a special wheeled chassis under conditions of infor-mation deficiency.
Key words: information deficit, secondary suspension, platform vibration protection, active suspension, center of gravity
.

Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.