№3-2020-06

DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2020-06-03-411-417

УДК 629.11

Овсянников В.Е., Васильев В.И., Фролов В.А.
Перспективы применения диффузионного легирования для деталей рабочих органов строительно-дорожных машин
Дорожно-строительные работы характеризуются довольно неблагоприятными условиями с точки зрения характера изнашивания. Такая ситуация в большей степени порождается сухим трением и преобладанием абразивного износа. Поэтому детали, которые контактируют с рабочей средой, можно классифицировать как быстроизнашивающиеся. Одним из наиболее эффективных путей повышения долговечности является использование поверхностного упрочнения. При этом можно использовать дешевый материал, на поверхности которого формируется слой с повышенными механическими свойствами. В работе рассматриваются вопросы применения серого чугуна с упрочненным слоем для решения указанной проблемы. В работе были проведены экспериментальные исследования износостойкости деталей из феррито-перлитного серого чугуна с упроченным слоем. На основе расчетов определена долговечность деталей рабочих органов, содержащих износостойкие вставки из рассматриваемого материала. Показано, что использование предлагаемых решений позволяет получить результаты, сопоставимые с легированным высокопрочным чугуном и белохромистыми чугунами. Рассмотрены вопросы оценки свариваемости износостойких вставок и стальной основы. Показано, что можно получить сварное соединение с использованием ручной дуговой сварки. Результаты оценки экономической эффективности показали, что затраты на изготовление износостойких элементов из серого чугуна с упрочненным слоем ниже, чем использование традиционных методов упрочнения (например, наплавки).
Ключевые слова: строительно-дорожные машины, износ, рабочие органы, чугун, упрочнение.

Ovsyannikov V.E., Vasiliev V.I., Frolov V.A.
Prospects for application of diffusion alloying for working bodies of construction and road machines
Road construction works have quite unfavourable conditions in terms of wear and tear. This situation is more caused by dry friction and the prevalence of abrasive wear. Therefore, parts that contact the working environment can be classified as fast-wear. One of the most effective ways to improve durability here is to use surface hardening. It is possible to use a cheap material on the surface of which a layer with improved mechanical properties is formed. The work deals with the use of grey iron with a reinforced layer to solve the above problem. The purpose of the work is to study the applicability of grey cast iron with a strengthened layer in the structures of working tools of construction and road machines. The work carried out experimental studies of wear resistance of parts made of ferrite-pearlite grey cast iron with a strengthened layer. On the basis of the calculations, the durability of the parts of the working tools containing wear-resistant inserts from the material under consideration is determined, it is shown that the use of the proposed solutions allows to obtain results comparable to the light high-strength iron and white iron. Issues of evaluation of weldability of wear-resistant inserts and steel base are also considered in the work. It is shown that it is possible to obtain a weld joint using manual arc welding. The results of the evaluation of economic ef-selectivity showed that the cost of bending wear-resistant elements from grey iron with a strengthened layer was lower than the use of hardening techniques (for example, build-up).
Key words: construction and road machines, wear and tear, working tools, cast iron, hardening.

Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.